Ровенские маcтера спидвея. Спортсмены, события, клубы. Посвящается 50-летию ровенского спидвея.

Хотя своё 50-летие ровенский спидвей отметил в прошлом, 2009 году, актуальность темы, посвящённой славному юбилею, не уменьшается.
В этом разделе будут публиковаться очерки о ровенских гонщиках, в разное время принёсших ему славу, известность и победы. Несмотря на то, что на страницах популярного «Спидвей Форума» эти материалы уже появились, считаю необходимым начать их размещение здесь. Ведь в теме «История ровенского спидвея» на СФ информация о разных наших гонщиках выходила по мере приближения определённого события (день рождения гонщика, очередной юбилей какой-то гонки или победы в каком-нибудь турнире и т.д.), к тому же некоторые материалы былы опубликованы несколькими частями, которые выходили не подряд.
Здесь они будут даваться в полном объёме о каждом гонщике и каждом событии.
Думаю, что активные участники этого форума не будут воспринимать материалы в «штыки», а по мере их выхода смогут помочь в заполнении тех «белых пятен», которые ещё существуют в ровенском, и не только, спидвее.

Итак, первой в нашей галерее появляется информация о Борисе Савойском.

БОРИС САВОЙСКИЙ

Сегодняшнему поколению, как гонщиков, так и болельщиков, имя и фамилия – Борис Савойский, мало о чём говорит. Только ветераны спидвея помнят этого человека, как опытного мотогонщика и преданного активиста ровенского мотоспорта. А ведь Борис Савойский был первым чемпионом Ровенской области по мотогонкам на гаревой дорожке в личном зачёте.
Да-да, именно так. В 1960 году, когда ещё не проводились личные чемпионаты Украины, стартовал первый чемпионат области, и его победителем стал Борис Савойский.

Борис Никитович Савойский родился 4 апреля 1935 года.
Уже в начале 50-х годов он активно занимается мотоспортом и участвует в различных соревнованиях. Вместе с Борисом активным мотоспортсменом стал и родной брат Степан. 29 мая 1955 года состоялись межобластные соревнования по мотоспорту между гонщиками Ровенской и Волынской областей, в которых приняли участие 25 сильнейших спортсменов. Соревнования проходили на мотоциклах различных классов. Спортсмены преодолевали 64 км трассы, разделённой на 4 круга. Маршрут был нелёгкий – и размытые весенними дождями полевые дороги, и глубокие овраги, а также крутые подъёмы и спуски. Борис Савойский долгое время не отставал от волынского гонщика Петра Фролова, который лидировал на дистанции на мотоцикле „ИЖ-72”, но из-за поломки мотоцикла вынужден был его ремонтировать (на ходу). Из-за этого потерял почти целый круг. Победителем стал представитель Волыни, показав время 1 час 47 минут. Через 13 минут и 42 секунды финишировал Борис Савойский, который стал лучшим на дистанции среди ровенских гонщиков.

Ровенчане массово тогда овладевали навыками вождения мотоцикла, изучали его устройство и материальную часть, мечтая о том, что в недалёком будущем станут обладателями этой прекрасной техники. Автомотоклуб, созданный при областном комитете как хозрасчётная спортивная организация, работал на полную силу, и достойно представлял спортивные интересы области на различных соревнованиях. Например, для участия с 21 по 24 мая 1957 года во Всесоюзных мотоциклетных гонках Киевской зоны в столицу Украины было отобрано две команды гонщиков: 1 команда – Ульянин А.К., Ковальчук А.И., Савойский С.П.; 2 команда – Гуменюк А.Ф., Хорват И.Р., Ульянин В.К.

А 24 мая 1959 году Борис Савойский вместе с другими мотогонщиками принимает участие в соревнованиях на новом – первом в Советском Союзе – мототреке. На мотоциклах с объёмом цилиндров двигателя до 750 см3 выступало только три спортсмена. Борьба в основном разгорелась между ровенчанином Борисом Савойским и львовянином Лехом. До последнего круга тяжело было сказать, кто победит. Только перед самим финишем Лех сделал сильный рывок и на секунду раньше финишировал. Но впереди ещё один заезд. Вихрем промчался ровенчанин по дорожке. От первой и до последней минуты он не дал своему сопернику приблизиться к себе. Все 12 кругов электрик Ровенского завода высоковольтной аппаратуры Борис Савойский прошёл за 6 минут и 6 секунд.

11-12 июля 1959 года на ровенском мототреке состоялись первые гонки, в которых гонщики стартовали на гаревых мотоциклах. Среди сильнейших гаревиков страны во второй день соревнований под № 8 выступал и Борис Савойский.

В 1960 году Борис Савойский принимает участие в большинстве гонок на родном мототреке, в том числе и в трёх гонках в зачёт личного чемпионата СССР (1-3 июля). После финала в Уфе Борис Савойский занял итоговое 12-е место, набрав 13 пунктов. Кстати, в 1960 году, он уже был известным в Ровно и области мотоспортсменом и возглавлял мотоциклетную секцию мощной первичной организации ДОСААФ Ровенского завода высоковольтной аппаратуры, на счету которой в то время уже было более 20 почётных грамот и дипломов за различные победы на мотосоревнованиях.

Зимой 1961 года Борис Савойский вместе с Виталием Шило впервые стартуют на ледовых дорожках Башкирии. В Октябрьском в одной из гонок Виталий Шило стал 4-м, а в другой – Борис Савойский занял 7-е место.
В феврале того же года Борис Никитович выступал в финале личного чемпионата СССР в мотогонках по ледовой дорожке в Уфе – 1 очко и последнее место.
В начале июля 1961 года на первом чемпионате Украины в личном зачёте он становится 3-им, пропустив вперёд Виктора Трофимова и Виталия Шило.

1962 год подарил ровенчанам первые медали в первом лично-командном чемпионате СССР. Ровенская „Радуга”, в составе которой выступали Виктор Трофимов, Борис Савойский, Афанасий Ковальчук, Владимир Ульянин и А.Куприненко, завоевала бронзовые награды. Борис Савойский в 1962 году выигрывает звание чемпиона Украины, опередив на 1 пункт Виктора Трофимова.

1963 год
2 мая 1963 года на ровенском мототреке состоялась международная товарищеская гонка между сборными Советского Союза и Чехословакии, участником которой был и Борис Савойский.
Летом 1963 года он вместе с другими ровенскими и местными гонщиками принял участие в открытии мототрека в Дубровице, который стал третьим в Украине после Ровно и Львова.
Ровенская „Радуга” в лично-командном чемпионате СССР 1963 года заняла 4-е место, отстав от бронзового призёра, московской „Сирены”, на 5 очков. В боевой секстет команды входил и Борис Савойский.

1964 год
В следующем году в лично-командном чемпионате страны выступало две ровенские команды – „Радуга” и „Чайка”. Опытный Борис Савойский был заявлен в составе „Чайки”. Вместе с Владимиром Ульяниным они показывали молодым гонщикам – Ростиславу Шило, Владимиру Ежомбику, Владимиру Будаговскому, Евгению Михелю и Павлу Бойко, как надо выступать на гаревых дорожках.
Но чемпионат для обеих наших команд закончился не совсем удачно: „Радуга” заняла 6-е место, „Чайка” – 11-е.
В 1964 году на ровенском мототреке состоялось, как минимум, две международные товарищеские гонки: СССР – Польша и СССР – Чехословакия.
Во всех этих встречах принимал участие и Борис Савойский.
Хотя запланировано было провести ещё гонку между спортсменами СССР и Финляндии (20 июня), а также континентальный финал командного чемпионата мира (27 июля). Но первая гонка не состоялась, а вторую перенесли во Львов, где 26 июля, как известно, сборная СССР заняла первое место, опередив польскую команду на 3 пункта.

1965 год
В четвертьфинальной гонке личного чемпионата страны 1965 года по мотогонкам по гаревой дорожке, которая прошла в начале августа на ровенском мототреке, Борис Савойский был вторым после Константина Кришталя.
Позже он пробился и в финал, который стал в карьере Бориса Никитовича третьим.
Гонка состоялась во Львове 15 августа.
Четвёртое чемпионство оформил Игорь Плеханов, победивший в дополнительном заезде Геннадия Куриленко, выступавшего в том году ещё за Львов. За третье место также был проведён дополнительный заезд, ведь у двоих гонщиков – Владимира Соколова из Салавата и нашего Виктора Трофимова после 5 серий заездов было по 12 пунктов.
Но не очень удачная для Виктора Ивановича дорожка львовского мототрека и на этот раз не принесла ему успеха.
Соколов стал бронзовым призёром чемпионата, а Виктор Трофимов занял 4-е место.
Естественно, что на дорожке с такими асами гаревого мотоспорта, Борису Савойскому было очень трудно сражаться.
А ведь в гонке стартовали ещё и Фарит Шайнуров (Уфа), и Габдрахман Кадыров (Уфа), да и ровенские гонщики – Константин Кришталь, Борис Горка, Афанасий Ковальчук были сильнее.
В итоге Борис Савойский занял только лишь 16-е место.
Одновременно результаты финала вошли в зачёт и финала Спартакиады народов СССР.
Командный чемпионат СССР 1965 года прошёл по новой схеме – в 2 лигах и каждая встреча проходила между 2 командами, но было очень много технических поражений, отложенных гонок и организационных проблем. Клубы не были готовы до нововведений – ни организационно, ни финансово. Тем более, разрешить главную проблему в чемпионате – как съездить на гонку во Владивосток, многим не удалось.
Кроме этого, два главных соперника в борьбе за золото – „Башкирия” (Уфа) и СКА-1 (Львов) – почти полностью сборная СССР, и много гонок с участием этих клубов переносились из-за отсутствия ведущих гонщиков.
Поэтому чемпионат остался незавершённым.
Хотя несправедливости для ровенчан в этом году хватило, и, собирая сегодня по крупицам любую информацию о гонках в те далёкие времена, становится действительно обидно, что тогда, в 1965, всё так окончилось.
А ведь ровенская „Радуга” после трёх проведённых гонок в командном чемпионате была лидером – 3 победы и 6 очков. В первых числах августа в Ровно была одержана третья победа подряд – над чемпионом страны 1963 года и бронзовым призёром 1964 года львовским СКА-1, в составе которого в том году выступало двое ровенчан – Евгений Михель и Владимир Будаговский.
Во всех трёх победных для „Радуги” гонках лучшей парой в нашей команде были Леонид Дробязко – Борис Савойский.
А в гонке на ленинградском мототреке с „Невой”, когда отсутствовали ведущие гонщики Виктор Трофимов и Константин Кришталь, „Радуга” впятером (!!!) всё равно была на голову выше своих соперников, а пара Дробязко – Савойский оформила дубль – у каждого гонщика комплект – по 18 пунктов! Вот так тогда ездили наши гонщики!!!

В конце августа в Ровно приехала сборная ГДР. Международная товарищеская встреча со сборной Украины стала триумфом ровенских гаревиков. Первые пять мест заняли гонщики „Радуги” – Константин Кришталь, Леонид Дробязко, Виктор Трофимов, Владимир Ульянин и Борис Савойский. Лучшим среди гостей был Йохан Динзе – у него 8-е место.



Осенью того же года в Ровно состоялось ещё 2 международные товарищеские встречи.
В сентябре была разгромлена австрийская сборная – 83:25, а в октябре – ровенская „Радуга” была сильнее за текстильщиков из Ченстоховы – клуб „Влокняж” – 59:18. С польскими спортсменами была проведена ещё и личная гонка, в которой с комплектом – 12 очков, победил Виктор Трофимов. Второе место с 11 пунктами занял Леонид Дробязко, а Ежи Падевски был третьим. Ченстоховский клуб в том году стал победителем 2 лиги командного чемпионата Польши (чемпионат разыгрывался тогда по двухлетнему циклу), и в Советском Союзе польские гонщики выступали несколько в усиленном составе. По крайней мере, известно, что в ровенских гонках за „Влокняж” стартовал гонщик гожувской „Стали” Ежи Падевски (9-е место в финале личного чемпионата Польши 1965 года). В 1965 году „Влокняж” до гонок в Ровно триумфально посетил Ленинград (победа над „Невой” с разницей в 10 пунктов), неоднократно польские спортсмены срывали аплодисменты на треках Даугавпилса, Кадиевки и других городов Советского Союза. Борис Савойский принял участие в обеих гонках и выступил в них достаточно успешно.
В 1965 году Борис Савойский принял участие ещё в одной международной гонке. Сборная ГДР сразу же после Ровно выехала в Кадиевку, где открывался новый мототрек. Вместе с ними выехала и группа ровенских мотогонщиков – Константин Кришталь, Борис Горка, Владимир Ульянин, Леонид Дробязко, Борис Савойский. К ним уже в Кадиевке присоединился эстонский гонщик Рейно Вийдас (выступал за даугавпилскую „Искру”).
  • +2
  • 17 мая 2010, 06:19
  • Gorka

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Спасибо за статью. Стыдно признаться, но многие факты были пробелом в моих познаниях о спидвее.
avatar

will

  • 17 мая 2010, 09:59

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

RSS


RSS

Друзья


Спидвей Форум
Портал Русский Спидвей
Спидвей Червонограда
Официальный сайт СК "Восток"